Методические рекомендации по формированию семейных ценностей у школьников

Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы  для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи классному руководителю в организации воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей у школьников основной и старшей школы.

Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников  необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и  семейных ценностей;

- передовой опыт страны, города, школы;

- возможности и интересы родителей, общественности;

-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- мероприятия, планируемые молодежными и детскими организациями города, района, села;

- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;

- периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя.

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

  • Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.
  • Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.
  • Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.
  • Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
  • Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
  • Проведение «круглого стола»  с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.
  • Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.
  • Участие в тематических конкурсах и проектах .
Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Может осуществляться по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д.

Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса необходимо провести беседу с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.

Важно обратить внимание родителей на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Важно донести до родителей актуальность консолидации семьи и школы  для выстраивания единого образовательного пространства по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Родителям необходимо объявить также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Данная информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком .

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания может осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях .

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.

В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание необходимо уделять воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

Для учащихся 10-11 классов рекомендуется уделить внимание формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Могут быть рассмотрены вопросы об идеальной семье.

Учитывая вышеизложенные рекомендации и выбранные для формирования у школьников семейные ценности, рассмотрим  примерные планы воспитательной работы классного руководителя по формированию семейных ценностей в 5, 7, 9 и 11 классах. Для эффективного формирования семейных ценностей достаточно провести по одному мероприятию в месяц,  сочетая работу с ученическим и родительским коллективами

Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей

в 5 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия

 
Сентябрь

Родительское собрание

Анкетирование родителей

«Мир семьи»

«Семья и школа»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Что стоит за словами «Мой дом»?»

«Ответственность в семье»

 
Ноябрь

Конкурс сочинений

«Мамины глаза, папина улыбка…»

Декабрь

Игра-путешествие

«Семейные традиции наших предков»

 
Январь

Защита индивидуальных проектов с приглашением родителей

«Моё генеалогическое древо»

Февраль

Родительское собрание

«Здоровая семья – здоровое общество»

 
Март

Библиотечные чтения

«Мать как чистейшей любви божество»

Апрель

Фотовыставка

«Традиции моей семьи»

 
Май

Спортивный праздник

«Мама, папа, я – спортивная семья»





В 5  классе процесс формирования семейных ценностей рекомендуется начать с тематического родительского собрания «Мир семьи». Учащиеся в этом возрасте переходят на ступень основного общего образования. На данном родительском собрании происходит знакомство с родителями учащихся. Говорится об огромной роли семьи в процессе адаптации детей на второй ступени образования, необходимости формирования семейных ценностей у школьников. Рекомендуется взять с родителей согласие на проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей. Провести анкетирование «Семья и школа»  с целью выявления активности родителей в школьной жизни учащихся. Ставится цель разработать совместно с родителями систему единых педагогических требований и согласовать основные направления школьного и домашнего семейного воспитания.

В октябре проводим классный час «Что стоит за словами «Мой дом». Задачи которого – формирование уважительного отношения к членам семьи, понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, воспитание духовных потребностей в любви и уважении к окружающим; помощь ребенку в оценке его места в семье. Классный час проводится в форме этической беседы, учитель может включить рассказ о семейном укладе русской семьи в различные исторические эпохи, применить  сюжетно-ролевые игры о взаимоотношениях в семье, конкурс «Устами младенца».

На заключительном этапе провести игру «Фундамент моего дома», где дети будут закладывать в фундамент кирпичики со словами «любовь», «уважение», «тепло», «забота», «радость», «понимание», «уют», «взаимопомощь» и т.д. На данном классном часе рекомендуется провести анкетирование «Ответственность в семье» с целью выявления степени участия ребенка в ведении домашнего хозяйства.

Конкурс сочинений «Мамины глаза, папина улыбка…» способствует формированию ценностного и уважительного отношения к родителям. Игра-путешествие «Семейные традиции» проводится в форме путешествия по станциям «Киевская Русь», «Русь Московская», «Россия XVI-XVII вв.»; «Российская империя в XVIII-начале XX вв.»; «Советская Россия». Учащиеся знакомятся с интересными традициями русской семьи и их изменениями во времени. Могут быть использованы сюжетно-ролевые игры, интервью с знаменитыми семьями и т.д.

Срок выполнения индивидуального проекта «Моё генеалогическое древо» – 2 недели. Педагогические цели проекта: фор­мирование представлений о себе, о сво­их родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; обучение методике составления генеалогического древа. Практическая цель проекта: составление собственного генеалогического древа; выявление типичных особенностей семей (многодетная, малодетная, популярные имена и т.д.) в разных поколениях прошлого.

Вопросы проекта:

  1. До какого поколения могут мои родители, бабушки, дедушки вспомнить имена (фамилии, годы жизни, места рождения) наших предков?
  2. Сколько детей было в семьях разных поколений (мамы и папы, ба­бушек и дедушек, прабабушек и прадедушек) и почему? Какие фамильные ли­нии соединились в генеалогическом древе? Какие имена были самыми попу­лярными в моем роду в разных поколе­ниях? Откуда родом были мои предки? Кто из моих предков прожил самую долгую жизнь? Выходы (продукты) проекта: гене­алогическое древо, включающее следу­ющую информацию: имя и фамилия члена рода, браки и дети, годы жизни; место рождения (смерти).
Этапы работы над проектом следующие: на­чало работы – пятиклассники, вы­бравшие эти проекты, получают задание в течение недели обсудить с роди­телями ответы на вопросы проекта, а также подготовить черновой набросок своего генеалогического древа, тща­тельно записав все возникшие по ходу вопросы и неясности. На промежуточ­ной встрече через неделю эти вопросы разрешаются, и учащийся готовит ге­неалогическое древо начисто (в виде чертежа на бумаге формата не менее A3 или, с помощью родителей, в ком­пьютерной версии). Защита подготовленных гене­алогических древ проходит на классном часе с приглашением родителей.

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровое общество» направлено на формирование ценности здоровья в семье. Можно провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика.

Библиотечные чтения «Мать как чистейшей любви божество» можно приурочить к Международному женскому дню 8 марта. Цель – формирование ценностного отношения к материнству и материнской любви, уважения и признательности женщине, подарившей жизнь. Мероприятие проводится совместно с городской библиотекой, подготовившей выставку книг о материнской любви. Учащиеся заранее читают любые книги о маме.  В форме беседы  обсуждают прочитанные  произведения, знакомятся с новыми книгами. Рассуждают о великой силе материнской любви.

Фотовыставка «Традиции моей семьи» формирует ценностное отношение к семейным традициям, сближает детей и родителей при подготовке материала для выставки.

Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» направлен на формирование здорового образа жизни семьи, способствует сплочению членов семьи.

В 6 классе продолжаем формирование семейных ценностей.  Проводится диагностика сформированности семейных ценностей по итогам работы в 5 классе. Продолжается тесное сотрудничество с родителями учащихся. Возможны следующие мероприятия: нравственные часы общения и беседы «О взрослых, которые когда-то были детьми», «Знаменитые фамилии России», «Из детских дневников разных времён», «Уроки детства моих родителей»,                    «Я горжусь своей фамилией». Сюжетно-ролевые игры на тематику семейных ценностей, конкурсы плакатов, создание семейного музея и т.д.





Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей

в 7 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия





Сентябрь

Родительское собрание

Анкетирование родителей

«Традиции воспитания подростка»

«Хорошие ли вы родители?»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Счастлив тот, кто счастлив дома» «Духовная близость детей и родителей»

 
Ноябрь

Фотовыставка

«Семейные радости»

Декабрь

Этическая беседа

«Как научиться оправдывать доверие»

 
Январь

Защита групповых проектов с приглашением родителей

«Выставка семейных реликвий»

Февраль

Классный час

«Мальчик – юноша – мужчина.  Встреча отцов и сыновей»

 
Март

Классный час

«Девочка – девушка – женщина. Встреча матерей и дочерей»

Апрель

Круглый стол совместно

с детьми и родителями

«Как не стать Фомой, не помнящим родства?»

 
Май

Конкурс стенгазет и плакатов

«Дети и взрослые»



В 7 классе школьники вступают в старший подростковый возраст. Родительский авторитет падает. Могут возникать конфликтные ситуации. На родительское собрание «Традиции воспитания подростка» можно пригласить психолога – специалиста Центра «Семья», который расскажет о физиологических и психологических особенностях старшего подросткового возраста, классный руководитель раздаст памятки родителям о бесконфликтном общении с подростком. Рекомендуется провести тестирование «Хорошие ли вы родители?».

Классный час «Счастлив тот, кто счастлив дома» направлен на формирование базовых семейных ценностей. Учащиеся на этом классном часе в форме игры строят счастливый семейный дом, работая в группах, выбирая, кирпичики с какими словами будут заложены в фундамент дома, какие в стены, а какие в крышу. На данном классном часе проводится анкетирование «Духовная близость детей и родителей» с целью выявления и корректировки проблем во взаимоотношениях между подростками и родителями. Фотовыставка «Семейные радости» направлена на сближение родителей и детей при подготовке материалов к выставке. Этическая беседа «Как научиться оправдывать доверие» способствует формированию уважительного отношения к родителям. Классные часы «Мальчик – юноша – мужчина.  Встреча отцов и сыновей»,  «Девочка – девушка – женщина. Встреча матерей и дочерей» приурочены к Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Проходят в форме задушевного разговора. Формируют ценности отцовства и материнства, затрагивают особенности полового развития, ценность здорового образа жизни для того, чтобы стать хорошим семьянином.

Срок выполнения групповых проектов: «Выставка семейных реликвий» –2 недели. Педагогические цели проекта: фор­мирование ценностного отношения к ис­тории семьи на наглядном и доступном мате­риале; развитие чувства здоровой се­мейной гордости. Выходы (продукты) проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (от каждой группы). Форма презентации проекта: выступление групп на клас­сном часе с приглашением родителей участников проекта .

Круглый стол совместно с детьми и родителями «Как не стать Фомой, не помнящим родства?» направлен на формирование ценностного отношения к кровному родству. Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые» способствует сближению родителей и детей при подготовке материалов к конкурсу.

В 8 классе проводим диагностику, планируем работу на учебный год при сотрудничестве с родителями. Можно провести классные родительско-ученические собрания; тематические конференции родителей и детей по параллелям («Права и обязанности родителей и детей», «У опасной черты», «Вглядимся друг в друга повнимательнее»  и т.д.).



Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей

в 9 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия

 
Сентябрь

Родительское собрание

«Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!»

«Культура семейных отношений»

 
Ноябрь

Дискуссия

«Любовь и влюбленность»

Декабрь

Классный час

«Здоровье семьи и будущего потомства»

 
Январь

Защита индивидуальных проектов с приглашением родителей

«Дом, построенный мною»

Февраль

Интервью

«Образцовая семья»

 
Март

Читательская конференция

«Отцы и дети: перекличка поколений»

Апрель

Конференция

«Укрепление семейных традиций»

 
Май

Создание фотоальбомов

«История моей семьи»

В 9 классе учащиеся способны оценивать основные функции семьи уже на более глубоком уровне. На родительском собрании «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми» родителям даются рекомендации о способах взаимоотношений с девятиклассниками. Классный час «Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!» направлен на формирование уважительного отношения к родителям, взаимопомощи. Дискуссия «Любовь и влюбленность» позволяет в процессе обсуждения видеть различия между истинной любовью и временным увлечением. Классный час «Здоровье семьи и будущего потомства» рекомендуется провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика. 

Сроки выполнения индивидуальных  проектов «Дом, построенный мною» – 2 недели. Цель – формирование способности проектировать свою будущую семейную жизнь, ценностного отношения к теплу семейного очага. Продукт оформляется в виде мультимедийной презентации. Защита проектов на классном часе с приглашением родителей.

Для проведения интервью «Образцовая семья» за две недели назначаются корреспонденты среди учащихся. Выбирается семья  города или школы, которую можно назвать образцовой. Учащиеся составляют вопросы интервью. Приглашают выбранную семью на классный час. Читательская конференция «Отцы и дети: перекличка поколений» проходит в городской библиотеке. Докладчики готовят выступления о взаимоотношениях родителей и детей на материалах известных произведений литературы.  Конференция «Укрепление семейных традиций» направлена на формирование ценности традиций семьи.  Создание фотоальбомов  «История моей семьи» способствует сближению учащихся и родителей  в процессе совместной деятельности, формирует ценностное отношение к кровному родству.

При переходе в старшую школу необходимо обучать школьников проектированию  будущей семейной жизни. Особое место занимает 11 класс, когда учащиеся должны окончательно определиться с выбором будущей профессии, осознанно подойти к  роли будущего семьянина.

Примерный план воспитательной работы

классного руководителя по формированию семейных ценностей

в 11 классе

Месяц

Форма

Название мероприятия





Сентябрь

Родительское собрание

«Взаимопонимание и равенство в семье»

Октябрь

Классный час

Анкетирование учащихся

«Я – будущий семьянин»

«Идеальная семья»

Ноябрь

Игра

«Идеальный муж»

Декабрь

Упражнение

«Какой я родитель»

Январь

Философский стол

«Родство кровное и родство духовное»

Февраль

Интерактивное занятие

«Как правильно вступить в брак»

Март

Круглый стол совместно

с родителями

«Современная любовь»

Апрель

Мини-лекция

«Беременность и рождение здорового ребенка»

Май

Защита индивидуальных проектов с приглашением родителей

«Традиции моей будущей семьи»



На родительском собрании «Взаимопонимание и равенство в семье» поднимаются вопросы взаимоотношений между выпускниками и их родителями.

Классный час «Я – будущий семьянин» направлен на формирование ответственного отношения к предстоящей семейной жизни и родительству. Проводится анкетирование «Идеальная семья» с целью выявления представлений старшеклассников об идеальной семье.

Задача игры «Идеальный муж» – определить основные черты характера, умения и навыки, необходимые мужчине (женщине) для создания благополучной семьи. Участники делятся на две группы (мужскую и женскую) и составляют психологический портрет идеального мужа и идеальной жены. После обсуждения результатов участники проводят индивидуальную работу – оценивают себя по пятибалльной шкале по каждому указанному  в психологическом портрете качеству. Приходят к выводу – чтобы приблизиться к идеалу, необходимо много работать над собой.

Процедура проведения упражнения «Какой я родитель?» подразумевает разделение учащихся на пары. Школьники пытаются представить партнера в роли родителя, давая свободу своему воображению. Затем желающие рассказывают о том, что им удалось увидеть в другом. Ведущий использует информацию для организации дискуссии .

Философский стол «Родство кровное и родство духовное» позволяет в нетрадиционной форме обсудить проблемы соответствия кровного и духовного родства. На круглом  столе «Современная любовь» совместно с родителями старшеклассники обсуждают современные проблемы взаимоотношений между полами.

Интерактивное занятие «Как правильно вступить в брак» подразумевает включение всех учащихся в процесс обсуждения, поднимаются вопросы любви и влюбленности при вступлении в брак, проводится дискуссия «Гражданский брак», рекомендуется пригласить специалиста городского Отделения ЗАГСа.

В ходе  мини-лекции «Беременность и рождение здорового ребенка» ведущий освещает вопросы физиологии беременности и родов. Обращается к учащимся с вопросами: «Какой возраст считается оптимальным для рождения первенца?», «Какое влияние на беременность могут оказывать вредные привычки?», «Каким образом школьники укрепляют свое здоровье, чтобы быть готовыми к моменту рождения ребенка?». Для проведения лекции рекомендуется пригласить специалиста-медика .

Сроки подготовки индивидуального проекта «Традиции моей будущей семьи» – 2 недели. Цель – обучение проектированию будущей семейной жизни, формирование ценностного отношения к семейным традициям. Продукт оформляется в виде мультимедийной презентации, защита на классном часе с приглашением родителей.

Таким образом, при планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей классному руководителю необходимо соблюдать индивидуальные и возрастные особенности школьников, проводить диагностику сформированности семейных ценностей на каждом возрастном этапе, учитывать важность мероприятий не только с учащимися, но и с  их  семьями.

Список литературы:

  • Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
  • Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 20 с.
  • Круглова Т.Ф. Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской культуры МОУ СОШ № 2 г. Пикалево // Завуч. 2002. № 1. С. 37-66.
  • Кузьмина Е.В. Моя программа воспитательной работы с классом // Классный руководитель. 2008. № 4. С. 58-65.
  • Программа тренинговых занятий для старших подростков по подготовке к семейной жизни «Основы семейного благополучия» / Сост. Е.Г. Тонкопеева, С.В. Слесарева, Г.И. Комарова; Под ред. Е.Б. Шашариной, Т.И. Штейн. – Самара: ООО «ОФОРТ», 2007. – 36 с.
  • Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с.
  • Шепелева Г.Г., Сотникова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие // Воспитание школьников. 2012. № 5. С. 24-30.

Интернет-ресурсы:

  • Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Григорьев Д.В. Диагностические материалы, определяющие уровень сформированности семейных ценностей у обучающихся и их родителей [Электронный ресурс] :  Институт системных исследований и координации социальных процессов. – 2007-2012. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru, свободный.

  • Метод проектов [Электронный ресурс]: exdat. – 2000-2012. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com, свободный.

  • Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» [Электронный ресурс]: МАОУ Домодедовская гимназия № 5. – 2013-    . Режим доступа: http://domgimnaziya5.ru, свободный.
Источник информации