Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет следующие понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.

В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.

Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 № 1654/1 утвержден Порядок исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В целях исполнения законодательства приказом управления образования от 27 декабря 2016 года № 571 утвержден Порядок взаимодействия управления образования Брянской городской администрации и общеобразовательных организаций г. Брянска по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА).

В школе проводятся коррекционно-развивающие занятия для обучающими с ОВЗ и оказывается психологическая помощь участникам образовательного процесса.

В школе  нет общежития и интерната.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе предусмотрены: 
— места на парковке;
— пандус на входе;
— место для собаки поводыря;
— оборудованный туалет;
— пандус телескопический;
— Сиденье для унитаза;
— укомплектованная сенсорная комната.

Оборудование сенсорной комнаты (психологической разгрузки) в рамках программы "Доступная среда"

  1. Управляемая воздушно - пузырьковая релаксационная стойка (в комплекте с мягкой платформой и отражающими поверхностями) - 1 шт. 
  2. Мягкая форма - 2 шт.
  3. Зеркальная полусфера - 1 шт.
  4. Источник света к зеркальной полусфере - 1 шт.
  5. Световой проектор со встроенным ротатором - 1 шт.
  6. Колесо спецэффектов - 1 шт.
  7. Устройство для развития вестибулярного аппарата - 1 шт.
  8. Настенный лабиринт квадратный - 1 шт.
  9. Настольная панель для развития мелкой моторики и цветного и тактильного восприятия - 1 шт.
  10. Настенный модуль для развития мелкой моторики и цветового восприятия - 1 шт.
  11. Лабиринт - 1 шт.
  12. Пучок фиброоптических волокон - 1 шт.
  13. Интерактивный источник света к пучку фиброоптических волокон - 1 шт.
  14. Прибор для создания всетового эффекта - 1 шт.
  15. Генератор запахов - 1 шт.
  16. Набор масел для ароматерапии - 1 шт.
  17. Панель с фиброволокном для симуляции зрительного и тактильного восприятия - 1 шт.
  18. Световой стол для рисования песком ( в комплект входит песок 12,5 кг) - 1 шт.
  19. Набор для познавательного развития "ИНТОШКА" - 1 шт.
  20. Специализированный комплект для слабослышащих детей "Инфракрасный динамик - усилитель Digital Soundfield" -- 1 шт.
  21. Проектор ACER X113 - 1
  22. 3D -очки - 1 
  23. Полноразмерные наушники OKLICK HP - M212V - 1 шт.

Условия питания обучающихся детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Для детей этих категорий организовано бесплатное двухразовое горячее питание за счет средств федерального, областного и городского бюджета.

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ «Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сопровождение инвалидов на приёме в МБОУ СОШ №60 г. Брянска и при оказании им услуг

Инвалидам оказывается необходимая помощь при входе в здание (выходе из здания) школы, сдаче верхней одежды в гардероб (получении и одевании верхней одежды).
В первоочередном порядке уточняется, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения школы, необходимость сопровождения.

Для обеспечения доступа инвалидов к услугам специалисту при приёме инвалида в МБОУ СОШ №60 г. Брянска необходимо:

а) рассказать инвалиду об особенностях здания МБОУ СОШ №60 г. Брянска:
- количестве этажей; наличии поручней, других приспособлений и устройств для инвалидов применительно к его функциональным ограничениям;
- расположении санузлов, возможных препятствиях на пути и т.д.;
- необходимых для оказания услуги структурных подразделений МБОУ СОШ №60 г. Брянска и местах их расположения в здании, в каком кабинете и к кому обратиться;
- по вопросам, которые могут возникнуть в ходе предоставления услуги;

б) познакомить инвалида со всеми специалистами, задействованными в работе с ним, лично, представив по фамилии, имени и отчеству специалиста и инвалида друг другу. Информировать, к кому он должен обратиться во всех случаях возникающих затруднений.

в) при оказании услуги в МБОУ СОШ №60 г. Брянска чётко разъяснить график оказания услуги (выдать расписание приема граждан, записать на лист время и место оказания услуги и т.д.); указать место её проведения (показать нужный кабинет), акцентировав внимание на путь по школе от входа до кабинета, при необходимости сопроводить до места оказания услуги.

г) обеспечить допуск в здание МБОУ СОШ №60 г. Брянска собаки-поводыря, сопровождающей инвалида по зрению.

Состояние доступности путей следования МБОУ СОШ №60 г. Брянска

Путь следования к объекту пассажирским транспортом:
Автобус №37

Путь следования к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
Расстояние до объекта от остановки транспорта - 249 м
Время движения (пешком) - 3 мин
Наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути: да

Путь следования к объекту пассажирским транспортом:
Автобус №1, 27 Маршрутное такси 44

Путь следования к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
Расстояние до объекта от остановки транспорта - 370 м
Время движения (пешком) - 4 мин
Наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути: да
Перекресток: регулируемый
Информация на пути следования к объекту: нет
Перепады высоты на пути: на входе на территорию нет, на центральном входе на территорию да, их обустройство для инвалидов на коляске да. 

Раздел «Образование детей с особыми образовательными потребностями» на сайте Департамента образования и науки Брянской области: http://www.edu.debryansk.ru/obrazovanie/obrazovanie-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/

С целью формирования универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, образовательные учреждения города Брянска принимают участие в реализации комплекса мероприятий по адаптации зданий (помещений) общеобразовательных учреждений в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».

    С 2012 по 2018 год мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп к объектам образования выполнены в 27 образовательных организациях города Брянска, в том числе в 22 общеобразовательных организациях, 4 дошкольных образовательных учреждениях, 1 учреждении дополнительного образования:
- в 2012 году - три общеобразовательных учреждения города Брянска: МБОУ «Лицей №27 имени Героя Советского Союза И.Е.Кустова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Д.Е.Кравцова г.Брянска», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52 г.Брянска»;
- в 2013 году- одно общеобразовательное учреждение города Брянска: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 г.Брянска»;
- в 2014 году - шесть общеобразовательных учреждений города Брянска: МБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина», МБОУ «Гимназия № 3» МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №67»;
- в 2015 году- девять общеобразовательных учреждений города Брянска: МБОУ «Гимназия № 5», МБОУ «Гимназия № 7», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №39», МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №42», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов им. Ф.И.Тютчева», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60»;
- в 2016 году - три образовательных учреждения города Брянска: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №136 «Радуга», МБДОУ детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха г. Брянска, МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»;
- в 2017 году – одно общеобразовательное учреждение: МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №44» города Брянска;
- в 2018 году – четыре образовательных учреждения: МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №37», МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска, МБУДО детский сад комбинированного вида № 42 «Пингвиненок», МБУДО детский сад комбинированного вида № 105 «Красный мак».


    В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) на участие в 2019 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы от 24 сентября 2018 года победителями конкурса из представителей образовательных организаций города Брянска признаны муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» г. Брянска и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска

Документы



Скачать
Реализация мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2019 году.

Скачать
Реализация мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2018 году.


Скачать
Информация по выполнению плана мероприятий(«Дорожной карты»)«Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Брянска на 2016-2020 годы»


Скачать
Информация о реализации мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы в образовательных учреждениях города Брянска в 2018 году.

Скачать
Итоги выполнения мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы общеобразовательными учреждениями города Брянска в 2017 году


Скачать
Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) на участие в 2019 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы



Скачать
Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) на участие в 2018 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы


Скачать
Информация об исполнении запланированных мероприятий «дорожной карты» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Брянске и достижении целевых показателей (индикаторов) за 2016 год


Скачать
Информация по реализации программы «Доступная среда» в образовательных организациях города Брянска


Скачать
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования (город Брянск)