В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет следующие понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.
В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 № 1654/1 утвержден Порядок исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
В целях исполнения законодательства приказом управления образования от 27 декабря 2016 года № 571 утвержден Порядок взаимодействия управления образования Брянской городской администрации и общеобразовательных организаций г. Брянска по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА).
В школе проводятся коррекционно-развивающие занятия для обучающими с ОВЗ и оказывается психологическая помощь участникам образовательного процесса.
В школе нет общежития и интерната.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе предусмотрены:
— места на парковке;
— пандус на входе;
— место для собаки поводыря;
— оборудованный туалет;
— пандус телескопический;
— Сиденье для унитаза;
— укомплектованная сенсорная комната.
Оборудование сенсорной комнаты (психологической разгрузки) в рамках программы "Доступная среда"
- Управляемая воздушно - пузырьковая релаксационная стойка (в комплекте с мягкой платформой и отражающими поверхностями) - 1 шт.
- Мягкая форма - 2 шт.
- Зеркальная полусфера - 1 шт.
- Источник света к зеркальной полусфере - 1 шт.
- Световой проектор со встроенным ротатором - 1 шт.
- Колесо спецэффектов - 1 шт.
- Устройство для развития вестибулярного аппарата - 1 шт.
- Настенный лабиринт квадратный - 1 шт.
- Настольная панель для развития мелкой моторики и цветного и тактильного восприятия - 1 шт.
- Настенный модуль для развития мелкой моторики и цветового восприятия - 1 шт.
- Лабиринт - 1 шт.
- Пучок фиброоптических волокон - 1 шт.
- Интерактивный источник света к пучку фиброоптических волокон - 1 шт.
- Прибор для создания всетового эффекта - 1 шт.
- Генератор запахов - 1 шт.
- Набор масел для ароматерапии - 1 шт.
- Панель с фиброволокном для симуляции зрительного и тактильного восприятия - 1 шт.
- Световой стол для рисования песком ( в комплект входит песок 12,5 кг) - 1 шт.
- Набор для познавательного развития "ИНТОШКА" - 1 шт.
- Специализированный комплект для слабослышащих детей "Инфракрасный динамик - усилитель Digital Soundfield" -- 1 шт.
- Проектор ACER X113 - 1
- 3D -очки - 1
- Полноразмерные наушники OKLICK HP - M212V - 1 шт.
Условия питания обучающихся детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Для детей этих категорий организовано бесплатное двухразовое горячее питание за счет средств федерального, областного и городского бюджета.
ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ «Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья»
Сопровождение инвалидов на приёме в МБОУ СОШ №60 г. Брянска и при оказании им услуг
Инвалидам оказывается необходимая помощь при входе в здание (выходе из здания) школы, сдаче верхней одежды в гардероб (получении и одевании верхней одежды).
В первоочередном порядке уточняется, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения школы, необходимость сопровождения.
Для обеспечения доступа инвалидов к услугам специалисту при приёме инвалида в МБОУ СОШ №60 г. Брянска необходимо:
а) рассказать инвалиду об особенностях здания МБОУ СОШ №60 г. Брянска:
- количестве этажей; наличии поручней, других приспособлений и устройств для инвалидов применительно к его функциональным ограничениям;
- расположении санузлов, возможных препятствиях на пути и т.д.;
- необходимых для оказания услуги структурных подразделений МБОУ СОШ №60 г. Брянска и местах их расположения в здании, в каком кабинете и к кому обратиться;
- по вопросам, которые могут возникнуть в ходе предоставления услуги;
б) познакомить инвалида со всеми специалистами, задействованными в работе с ним, лично, представив по фамилии, имени и отчеству специалиста и инвалида друг другу. Информировать, к кому он должен обратиться во всех случаях возникающих затруднений.
в) при оказании услуги в МБОУ СОШ №60 г. Брянска чётко разъяснить график оказания услуги (выдать расписание приема граждан, записать на лист время и место оказания услуги и т.д.); указать место её проведения (показать нужный кабинет), акцентировав внимание на путь по школе от входа до кабинета, при необходимости сопроводить до места оказания услуги.
г) обеспечить допуск в здание МБОУ СОШ №60 г. Брянска собаки-поводыря, сопровождающей инвалида по зрению.
Состояние доступности путей следования МБОУ СОШ №60 г. Брянска
Путь следования к объекту пассажирским транспортом:
Автобус №37
Путь следования к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
Расстояние до объекта от остановки транспорта - 249 м
Время движения (пешком) - 3 мин
Наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути: да
Путь следования к объекту пассажирским транспортом:
Автобус №1, 27 Маршрутное такси 44
Путь следования к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
Расстояние до объекта от остановки транспорта - 370 м
Время движения (пешком) - 4 мин
Наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути: да
Перекресток: регулируемый
Информация на пути следования к объекту: нет
Перепады высоты на пути: на входе на территорию нет, на центральном входе на территорию да, их обустройство для инвалидов на коляске да.
Раздел «Образование детей с особыми образовательными потребностями» на сайте Департамента образования и науки Брянской области: http://www.edu.debryansk.ru/obrazovanie/obrazovanie-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/
С целью формирования универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, образовательные учреждения города Брянска принимают участие в реализации комплекса мероприятий по адаптации зданий (помещений) общеобразовательных учреждений в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
С 2012 по 2018 год мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп к объектам образования выполнены в 27 образовательных организациях города Брянска, в том числе в 22 общеобразовательных организациях, 4 дошкольных образовательных учреждениях, 1 учреждении дополнительного образования:
- в 2012 году - три общеобразовательных учреждения города Брянска: МБОУ «Лицей №27 имени Героя Советского Союза И.Е.Кустова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Д.Е.Кравцова г.Брянска», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52 г.Брянска»;
- в 2013 году- одно общеобразовательное учреждение города Брянска: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 г.Брянска»;
- в 2014 году - шесть общеобразовательных учреждений города Брянска: МБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина», МБОУ «Гимназия № 3» МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №67»;
- в 2015 году- девять общеобразовательных учреждений города Брянска: МБОУ «Гимназия № 5», МБОУ «Гимназия № 7», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №39», МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №42», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов им. Ф.И.Тютчева», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60»;
- в 2016 году - три образовательных учреждения города Брянска: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №136 «Радуга», МБДОУ детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха г. Брянска, МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №50»;
- в 2017 году – одно общеобразовательное учреждение: МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №44» города Брянска;
- в 2018 году – четыре образовательных учреждения: МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №37», МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска, МБУДО детский сад комбинированного вида № 42 «Пингвиненок», МБУДО детский сад комбинированного вида № 105 «Красный мак».
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) на участие в 2019 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы от 24 сентября 2018 года победителями конкурса из представителей образовательных организаций города Брянска признаны муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» г. Брянска и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска
Документы
Скачать |
Реализация мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2019 году. |
Скачать |
Реализация мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2018 году. |
Скачать |
Информация по выполнению плана мероприятий(«Дорожной карты»)«Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Брянска на 2016-2020 годы» |
Скачать |
Информация о реализации мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы в образовательных учреждениях города Брянска в 2018 году. |
Скачать |
Итоги выполнения мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы общеобразовательными учреждениями города Брянска в 2017 году |
Скачать |
Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) на участие в 2019 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы |
Скачать |
Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) на участие в 2018 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы |
Скачать |
Информация об исполнении запланированных мероприятий «дорожной карты» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Брянске и достижении целевых показателей (индикаторов) за 2016 год |
Скачать |
Информация по реализации программы «Доступная среда» в образовательных организациях города Брянска |
Скачать |
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования (город Брянск) |